Дата публикации: 12 ноября 2014
25 ноября 2014 г. в 16.00 ч. в залах Российской Академии художеств.
25 ноября 2014 года в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 открывается выставка произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств АНДРЕЯ ДУБОВА.
В состав экспозиции вошло около 200 живописных работ, созданных в 1980-е – 2014 годы.
Андрей Игоревич Дубов родился в 1959 г. в Москве. Окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1982 г. – графическое отделение Московского полиграфического института, где учился у народного художника СССР, академика, профессора А.В.Васнецова. Впервые показал свои работы на 15-ой Московской молодежной выставке в 1983 г. С 1988 г. – член Союза художников СССР. С 2011 г.- профессор кафедры рисунка и живописи Московского государственного университета печати. Награжден серебряной медалью Российской академии художеств. Работы художника находятся в собраниях многих российских музеев и картинных галерей: в Таганроге, Томске, Москве, Кемерове, Курске, Туле, Кургане, Плёсе, в картинной галерее г. Кутаиси, в частных коллекциях Германии, Италии, Бельгии, России.
Живопись Андрея Дубова сразу в глаза не бросается. Если одним взглядом окидывать какую-нибудь групповую выставку, картины этого художника нетрудно и проглядеть. Вообще соседство с яркими, броскими полотнами - не для работ Андрея. Зато если уже вы усмотрели неброскую, но по-особому притягательную живопись Дубова, то сможете получить истинное удовольствие от неторопливого созерцания ее кажущейся обманчиво простой цветности и пространства и уже не захотите переключать внимание на что-то пестрое. Поэтому идеальное место для картин художника - персональная выставка, а еще лучше - домашний интерьер, поскольку они обладают редким для современной живописи цельностью и органичностью, с одной стороны, а с другой - оказываются созвучны личному восприятию зрителя, несмотря на все разнообразие людских вкусов и настроений.
От своих учителей, первым из которых надо назвать известного московского живописца Андрея Васнецова, преподававшего в Московском полиграфическом институте, а через него - и таких замечательных представителей старой живописной школы, восходящей к началу XX века, как Николай Крымов или Константин Истомин, - итак, от своих учителей Андрей усвоил особо серьезное отношение к цветовому тону и к точности цветовых отношений. Именно на этом строится не только цветовое, но и композиционное единство каждого полотна. К тем, кто повлиял на его живописную манеру, сам Андрей относит и своего любимого мастера - выдающегося француза Камиля Коро, которому принадлежат важные слова: «Реальное - это часть искусства, чувство же - его целое». Андрей Дубов пишет большими цветовыми пятнами, крупными, красочными массами, удачно сочетая их с активной контурной линией, которая своим декоративизмом оттеняет пространственность работ живописца. Сам Андрей говорит, что в работе его прежде всего интересует именно пространство, потому что оно всегда индивидуально и неповторимо. Можно уточнить, что речь идет о субъективном, лично прочувствованном пространстве, а значит, и о связанном с ним особом времени в произведениях Дубова. Так же неповторима и атмосфера практически каждой его работы - будь то пейзаж, интерьер или натюрморт. Кажется, выбор мотивов невелик, но, при всей их близости и даже подобии, картины Дубова друг на друга не похожи (в данном случае речь не о почерке художника, который как раз в каждой вещи очень узнаваем). Дело в том, что они разнятся всякий раз по-иному продуманными композицией и сюжетом.
Действительно, подсмотренные в окружающем мире простые и не притязательные сами по себе виды, предметы и прочие элементы картинного целого выстраиваются Андреем по собственному усмотрению в крепко скроенный живописный организм. Можно сказать, что ни одна работа не подражает тому, что окружает автора, а являет нам очень похожий на реальный, но все же другой, своего рода «параллельный» художественный мир. В этом мире важны не только и даже не столько разного рода предметы, точнее образы этих предметов, сколь пластические взаимосвязи форм и пространственные паузы между ними, то, что в теории стиха филологи называют «цензурой». Нередко в работах Дубова пространство формируется самими предметами (в архитектурных пейзажах или, например, там, где изображены купы деревьев в лесу или парке). В таком случае особо важную роль в композиции приобретают пространства более светлых пятен неба и земли перед (а получается, что и «под») крупным объемом. И тут главным «действующим лицом» живописного спектакля становится цвет. Именно цвет, превращая все элементы композиции в частные случаи некой единой субстанции, объединяет их в целое. Цвет у Андрея Дубова не натурален, скорее декоративен, он - не только результат визуальных наблюдений художника за окружающим миром, но и самостоятельный активный инструмент творческого замысла...
Андрей любит Москву и Подмосковье, но и много ездит по центральной и северной России. Интересно, что даже в прославленных своими историческими памятниками старых городах (Зарайске, Переславле-Залесском, Тотьме и других) он не спешит запечатлеть в памяти и на полотне замечательные образцы старой архитектуры. Его больше привлекают, как кажется, невыразительные улочки и переулки с разношерстной массовой и даже не обязательно старой застройкой, с глухими заборами и облупившимися стенами без окон. Потому что, как и в видах природы, для Андрея Дубова важен не сам мотив, а его цветовой «сюжет» и композиционная пластика, формирующие своего рода «человеческое измерение» его искусства. Ведь весь мир его произведений отмечен присутствием людей - правда, скорее «за кадром» (в работах Андрея крайне редко встретишь изображения людей, а если они и есть, то чаще всего исполняют роль стаффажа). Плоды их труда - это и аккуратно расчищенные дорожки в «Зимнем саду», и убранный приусадебный участок («На даче»), и огромный «Стог». Возникающие там и здесь в пейзажах здания - от каменных домов до бревенчатых сараев - также возведены как бы незримо присутствующими людьми.
И все же пейзаж, при всех степенях участия людей в его преобразовании и при всей субъективности его восприятия и интерпретации художником, несет в себе мощное объективное начало. Это начало - Природа, порождением, которой, в конечном счете, являемся и мы сами. Однако в пространстве интерьера и в еще большей мере - натюрморта роль уже упомянутого «человеческого фактора» значительно больше. По интерьеру и его предметному наполнению можно многое сказать о том или тех, кто живет или творит в этом мире. Поэтому натюрморты и интерьеры Андрея Дубова, как и виды природы, - не празднично-нарядны, а то элегически-задумчивы (как «Букет в саду» или несколько «Интерьеров мастерской»), то более похожи на объекты медитации благодаря сопоставлению разнообразных объемов и форм («Полка», «Кухня» и другие). Их красочная палитра приглушена, предметы погружены в полумрак, как будто автор старается не отвлечь самого себя и зрителя от размышлений о времени, запечатленном в старых вещах (именно они, как правило, становятся главными «героями» этих камерных работ Андрея). Субъективное, личностно воспринятое Время в этих картинах тесно связано с Пространством и с самой тканью живописи, строящей это пространство на холсте, строящей в соответствии с замыслом художника, стремящегося преобразить хаос случайных впечатлений и импульсов, навеянных окружающим миром, в продуманную, главное, прочувствованную композицию.
Андрей Толстой,
доктор искусствоведения, академии Российской академии художеств, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ