Имиджевая картинка

АХРОМАТИЗМ

 * Ахроматизм [от греч. «a» — без, «chroma» — цвет] (физ.).

 
Главенствующая роль концепции в визуальном искусстве периодически ставит перед художником вопрос о значимости и значении элементов визуального в современном искусстве. Форма, материал, долговечность, наличие объекта как такового вообще, фактура и цвет – всё то, что собственно и составляет визуальное в изобразительном искусстве отступает на второй план перед идеей, тем не менее, оставляя современное искусство всё же в категории визуального. Смещение акцентов и трансформация значений видимых элементов произведения делают практически каждый художественный жест, как и выбор каждого элемента, осознанным и концептуализированным. Форма становится не только формой и объемом, но и высказыванием о значении формы в искусстве, а цвет, некогда являвшийся важнейшим художественным инструментом  –  или его отсутствие –  как и его использование, бесспорно, осознанное – становится интеллектуализированным утверждением о сути  цвета, его значении, его восприятии и воздействии. 
 
В конце пятидесятых годов двадцатого века, под безусловным влиянием монохромных работ Ива Кляйна, итальянский художник Пьеро Манцони, проживший яркую и значимую, но короткую творческую жизнь –  создал серию работ под названием «Ахромы». Эта серия, хотя и не была первым опытом отказа от цвета, артикулировала тему бесцветности, или «ахроматизма» как актуального направления поиска и вопроса о значении цвета в произведении.
 
В российской традиции, со времен отцов церкви, цвет требовал осторожного обращения, как область, связанная с эмоциональным началом. Так, Григорий Синаит наставлял верующих «хранить ум бесцветным», и именно Григория Синаита цитирует в «Эстетических исследованиях» Андрей Монастырский, рассказывая о своих «цветовых бранях» - следствии своих духовных экспериментов –  подробно описанных в третьем томе «Поездок за город».
 
Проект «Ахроматизм» - взгляд на цвет как элемент и инструмент в современном российском искусстве. Представленные на выставке работы объединяет не ахроматичность или монохромность, а отказ от цвета-персоны, цвета как смыслообразующего и смыслосодержащего начала в произведении. Цвет – от красного у Анатолия Осмоловского до абсолютно прозрачного у Олега Тыркина эквивалентен не психологическому рычагу, как эмансипированный цвет абстракционистов, а скорее тождественен слову, как в «Красном квадрате» Казимира Малевича. Цвет по своей сути перестает быть живописью, он утрачивает смысл эмоционального заряда, но становится знаком, концептуальным высказыванием, своего рода «раскраской», выстраивающей сложный ассоциативный ряд – как в текстовых работах Дмитрия Гутова и проекте Колесникова/Денисова. Или же, как в картинах Виктора Алимпиева, служит форме и объему, являющимся главенствующими.
 
 
 
Маша Наймушина
 


 
DavidGroup
mol
© Общероссийская общественная организация "Творческий союз художников России"