Имиджевая картинка

ПЛЕНЭР -2012 г. ВЫСТАВКА «ЧУДНАЯ ПОРА», статья Н. Н. Кристи

Кликните на картинку для увеличения

ПЛЕНЭР -2012 г.  ВЫСТАВКА «ЧУДНАЯ ПОРА».
 
В самом звучании слова Пленэр  слышится симфония красок, радостно ликующих, таинственно сияющих.
Пленэр… Живопись на открытом воздухе в противоположность живописи в мастерской. Пленэрная живопись передает естественное  состояние оттенков и переходов освещения, цвета, состояния воздушной среды, непосредственно увиденные в природе.
Уже многие художники эпохи Возрождения в ХVII веке мастерски передавали световоздушную среду, используя серебристо – серую цветовую гамму. Систематическое решение проблемы пленэра дали живописцы второй половины ХIХ – начала ХХ в.в., работающие непосредственно на открытом воздухе ( Д.Т. Констебл в Англии, художники Барбизонской школы во Франции). Наиболее полное выражение принципы пленэра нашли в творчестве мастеров импрессионизма ( К.Моне, К.Писсаро, О. Ренуар и др.) В России в работах В.Д.Поленова, И.И.Левитана, В.А.Серова и других.
В качестве примера можно привести картину А.А.Иванова «Явление Христа народу». Многочисленные   «мальчики» считаются этюдами к картине, но это вполне законченные работы и примеры одних из первых в мире опытов на пленэре. А упомянутый ранее Джон Констебл считается первооткрывателем пленэра    ( Постройка лодки ; 1815г.)
Но вот закончен семестр. Наступает лето. В художественных вузах, училищах, школах, лицеях начинается увлекательная пора художественной практики, то бишь пленэр. Время, когда учащиеся покидают аудитории с тяжелыми мольбертами, муляжами фруктов, овощей, чучел для постановочных натюрмортов и выходят на свежий воздух (plein air) под руководством своего педагога. Пишут маслом, акварелью пейзажные этюды, делают зарисовки.
 
 Но этому  творческому процессу предшествует большая организаторская работа: руководитель пленэра  выбирает наиболее живописные привлекательные мотивы, составляет жесткий план работы, как с наибольшим удобством снарядить художественные принадлежности, чтобы обеспечить процесс живописания, в каком состоянии находится этюдник, палитра, кисти, холсты, бумага, картон. С опытом проведения пленэров вырабатывается определенная сноровка, позволяющая, не отвлекаясь на досадные мелочи и неудобства, не опасаясь перемены погоды, целиком посвятить себя передаче красками вибрации воздуха, мерцания света многоликих состояний природы.
Большим опытом проведения пленэров обладает член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, профессор МГХПА им. С.Г.Строганова , доктор искусствоведения, председатель Молодежного объединения ТСХ России  Петр Петрович Козорезенко, неизменно провозгласивший извечную правду об искусстве, как пути очищения, который творец проходит вместе со зрителем, способным откликнуться и зазвучать на одной волне с картиной.
У живописи, - свой тайный язык. Кто его понимает, может почувствовать сердце художника, связанное через созданные им полотна со Вселенским Творческим огнем. 
Он знакомит молодых художников с опытом работы на пленэре художников- современников, рассказывает о поездках на академические дачи в Гурзуф, Горячий Ключ, Сенеж .
В чудесных по красочному богатству уголках природы они творили сами и приглашали молодых художников. В  Гурзуфе, например, они писали под южным небом натюрморты с виноградниками, пейзажи, букетами роз, портреты друг друга и натурщиков.
И вот начинается магия творчества. Начинается она с этюда.  Этюд, он как правило, имеет несколько этапов роста и завершается холстом, зачастую не всегда похожим на первоначальный замысел. Тем не менее, все вехи этюдов вы увидите на страницах альбома. Эти вехи будут представлены как возможности сопереживания и соучастия в общем деле возведения единого Храма Красоты.
Этюды, написанные на пленэре во время непосредственного общения с Матерью- Природой, представляют собой первое впечатление от соприкосновения с ней. Потом сложится картина.
 
Летом этого года в июле месяце П.П.Козорезенко со своими подопечными приехали в г.Жуков Калужской области на пленэр. Это совместный  проект Российской Академии художеств и Творческого союза художников России Молодежного объединения. 
Приехали они по приглашению Протоиерея Вячеслава Слезкина настоятеля храма преподобномученицы великой княгини Елизаветы города Белоусова Калужской области.
Члены Молодежного объединения и секции реставрации ТСХ России побывали в Воскресной школе, познакомились с отцом Вячеславом и побывали на прекрасной и незабываемой службе.
Отец Вячеслав благословил молодых художников и пожелал им творческих успехов.
Молодые художники потрудились на славу. Было проведено 10 мастер - классов по живописи и искусствоведению.
В конце пленэра состоялся просмотр  работ, а потом организована выставка участников пленэра. Молодые художники, показывая свои работы, оценивая картины собратьев по кисти, наверное  задумались, что не зря они выбрали дорогу в страну, полную неожиданностей и непреходящего очарования, имя которой «Живопись».
Воскресной школе и Храму было подарено 50 живописных работ и отреставрированы две большие фрески в церкви Святой Едизаветы, а также приняли в дар художественные материалы, краски, кисти, подрамники, холсты.
Перед отъездом в последний вечер все собрались возле Храма. От города мягкое свечение. Эти огоньки ярче, чем звезды над головой, но уже завтра они будут такими же далекими. Боги ближе к нам, чем мы можем вообразить, но их касание - это зажжение новых творческих огней и новой любви. Ее неподдельность и яркость отражена в этюдах и картинах молодых художников, и она сократит между ними расстояние.
Этот небольшой, уютный провинциальный город оказался для них другом и вдохновителем.
За время в нем проведенное они не просто влюбились в его красоты, они полюбили его в лице открытых и доброжелательных людей, жизнерадостных и искренних.
Параллельно с пленэром в г. Жукове состоялись пленэры Молодежного объединения  дошкольного и школьного направления, руководитель пленэра по Болгарии, Германии, Македонии В.О. Романков, по Испании Е.Б.Сабитова, по Северу И.Ю.Чернышева.
По итогам  пленэра, была организована выставка в Государственном выставочном зале “Галерея Нагорная”.
Руководители ТСХ России благодарят директора выставочного зала  Веру Николаевну Анисимову за помощь в организации и проведении выставки “Чудная пора” и презентации каталога “Пленэр-2012”.
 
Н. Н. Кристи
Искусствовед, член Ассоциации историков искусств, член Союза журналистов Москвы и России
 
Выставка «Чудная пора». Открытие 8 декабря 2012 года в Государственном выставочном зале «Галерея Нагорная».  
Фоторепортаж  Елены Протчевой.

http://old.tcxp.ru/sections/Youth-Association-1/foto_molodeg/Photo143_87/Default.aspx 

СТАТЬИ

DavidGroup
mol
© Общероссийская общественная организация "Творческий союз художников России"