Худяков Константин Васильевич (1945)
Выпускник МАРХИ. Член ТСХ России, МСХ. Действительный член РАХ, член Президиума РАХ, руководитель Поволжского отделения РАХ, заслуженный художник РФ, заслуженный художник Киргизской ССР. Президент ТСХ России. Председатель правления ЦСИ М’АРС. Живет и работает в г. Москве
Как Ваше настроение после новогодних праздников, чувствуется ли приход нового года как новой эры для вашего творчества?
Скажу честно Новая эра пока не чувствуется, но желание делать что-то необыкновенное появляется как раз в эти дни. А в этом году, почему то особое острое желание реализовать собственный проект, не говоря уж об общественных делах.
Постоянно слежу за вашей творческой деятельностью. Первый раз увидела Ваш каталог вначале 90-х, как раз после вступления в ТСХ России. Потрясающая по своему композиционному замыслу и технике исполнения живопись произвела на меня сильное впечатление и даже на некоторое время стала одним из основополагающих элементов и для моего творчества. В Ваших ранних работах, поразил виртуозно сделанный снег, например на картине 1984 года «Интервью по поводу вечности» х. м 170х410. Интересна судьба этой картины. Почему именно так решили назвать. И как вообще появляется названия, может именно с него начинается изобразительный сюжет? Какую смысловую составляющую имеет образ снега в Ваших картинах?
Судьба этой работы очень интересная. Я подарил ее в коллекцию М’АРС в 1990 году, Через какое-то время была организована выставка подарков М’АРСу. В галерею пришел итальянец – небольшого роста, в очках и с переводчицей. Хочет купить мою работу "Интервью по поводу вечности". Я говорю, что работа подарена, мы очень хотим создать музей современного искусства. Так что работа не продаётся. Но он приехал и на следующий день. И спросил меня, во сколько же все-таки оценивается это произведение искусства. Я сказал ему (с тем, чтобы он отстал от меня), что стоит она 250 тыс. долларов. Он посмотрел на меня внимательно и говорит, что готов заплатить за эту картину 500 тыс. долларов. Челюсть у меня слегка отвисла, но я, собрав в кулак всё своё чувство патриотизма и русской гордости, ответил, что готов подумать над его предложением. Итальянец улыбнулся и согласился со мной. Пригласил меня с женой и директора галереи Наталью Косолапову к себе в гости в Венецию. Через две недели мы уже были там. По всему городу рекламные растяжки по поводу выставки Антонио Канова с именем нашего знакомого. Оказывается он меценат. Зовут его Франческо Копоросси . Поселил он нас в Danieli Hotel (Один из самых престижных и дорогих отелей мира. Палаццо XIV века, специально построенное для дожей). Показывал город, принимал у себя дома (во дворце 1-й Королевы Венеции). Потом Милан, Рим, … а в аэропорту перед вылетом директор галереи М’АРС спросила о его планах по поводу покупки моей картины. Оказалось, он забыл нам сказать, что покупка не состоится. На прощание он немного объяснил нам причину своего нынешнего образа жизни в качестве мецената. В Италии общество очень расслоено. А он по происхождению простолюдин, по профессии электрик, три дочки на выданье. Поэтому как он считает, чтобы достичь признания в высших кругах итальянского света, ему необходимы значимые поступки, в данном случае в области мировой культуры. Он хотел купить мою картину с целью дальнейшего дарения музею Peggy Guggenheim, но как выяснилось коллекция этого музея закрытая, и поэтому необходимость покупки отпала. При этом он похлопал меня по плечу и сказал что-то вроде: "Когда дают такие деньги - бери их не думая! Там, в Москве, когда я приехал к вам в галерею у меня в кейсе лежали эти 500 000 долларов…" Так вот и осталась моя картина в фонде галереи М’АРС. Название появилось случайно. Вообще название к картине возникает тогда, когда начинаешь мучиться как ее назвать. А снег в моих картинах это просто красивый объект. 10 -15 лет тому назад я обожал изображать следы на снегу с помощью аэрографа. Этот инструмент давал возможность максимально точно передавать все ньюансы этого красивейшего явления.
Как происходит, что в Вашем творчестве появляется новая серия работ, объединенная единой смысловой нагрузкой?
Дело в том, что мне уже много лет и за это время накопилось очень огромное количество рабочего цифрового материала (около 100 жёстких дисков); и продолжает копиться... Я стараюсь формировать их в группы, проекты, классифицирую по определенным признакам в серии, например: «Пейзаж», «Новый русский шрифт» и т.д. Бывает и по другому. Например «Глаз Ангела» - работа , которая сделана мной специально для проекта Колесникова и Денисова «Ангелариум»… А уже потом была создана целая серия и даже большой проект. Обычно бывает, что в компьютерных наработках для одной работы появляется масса интересного вариативного материала. Сегодня, например, случайно вернулся к наработкам 10 летней давности и нашел для себя много интересного. Что раньше казалось фальшивым, сегодня воспринимается совсем иначе.
В чем секрет вашей неуемной творческой и организаторской активности? (председатель Поволжского отделения Российской академии художеств, действительный член и член президиума РАХ, президент Творческого союза художников России, заслуженный художник России. Председатель правления ЦСИ МАРС)
Весь секрет в моем провинциальном происхождении, по всей видимости. Все провинциалы, когда приезжают в Москву, стараются как-то здесь выжить, завоевать своё пространство, положение в этом очень сложном и надо сказать чрезвычайно интересном, необыкновенном обществе. Наверное, в Москве 80% населения состоит из провинциалов. На мой взгляд, наиболее активная часть сегодняшних москвичей (к которым и я себя отношу) приезжие. На Родине я считаю себя москвичом, а в Москве осознаю, что я из Саратова. Это для меня нормально, с этим ничего не поделаешь.
Очень часто в презентационных текстах к различным художественным проектам мы видим фразу «при поддержке Российской академии художеств, Министерства культуры РФ и т.д. Есть ли между ТСХ России и РАХ договор о совместном сотрудничестве?
Договора о сотрудничестве нет. Но могут быть локальные совместные проекты, как например «ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ». Что касается частых упоминаний РАХ в шапках и пресс-релизах, и уже ставшая постоянной практикой система липовых приветствий в каталогах, то в основном это дешевый пиар, рассчитанный на провинциальную публику с низким культурным уровнем. Хочу напомнить, что ТСХР – это общественная организация, призванная создавать условия для работы художников, развивать социальные и экономические предпосылки для их творческой самореализации. РАХ - Государственная бюджетная организация, занимается фундаментальными научными исследованиями, образованием. РАХ – это школа. Ее основное призвание это учебный процесс. РАХ работает с художниками, которые связаны с художественной школой. РАХ и ТСХР организации с разными задачами.
Чтобы вам хотелось особенно отметить в деятельности ТСХР за 2012 год?
Часть опытных и старых руководителей работают хуже. Новые работают интереснее и продуктивнее. Этот год отмечен тем, что появилась невероятно активная секция «Абстрактное искусство». Состоялась серия феерических выставок. На фоне одной из них (1-й Международный проект «Абстрактное искусство в современной России» в ГВЗ «Нагорная») провели VI очередную конференцию ТСХР. 2012 запомнился именно этими выставками, где мы увидели ровное профессиональное качество, в отличие от многих наших проектов. Эта секция показала высший уровень. Так же как и секция «Художественная кукла». Она из года в год доказывает свой высокий художественный уровень, хотя выставки у них бывают не так часто, 2-3 в год. Качество работ высочайшее. Хочу отметить и секцию «Гендерная», во главе с Натальей Каменецкой. Она делает очень качественные альбомы и выставки, организованные в престижных выставочных залах («Рабочий и колхозница», Музей современного искусства на Петровке и др.)
В Декабре 2012 произошло успешное завершение масштабного проекта РАХ - Второй межрегиональной академической выставки «КРАСНЫЕ ВОРОТА» и конкурса «ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ». Вы были руководителем всего этого масштабного события. Отчеты регулярно выкладывались на наш сайт. Расскажите нам, что было на Ваш взгляд самым интересным и важным в этом событии?
Самое главное удалось учредить 4 премии по изобразительному искусству. Это очень важно, потому что в нашей стране является большой редкостью поощрение художников через участие в профессиональных конкурсах. Важно, что премии вручались городах, связанных с названиями конкурсов - именами: К. Петрова - Водкина, И. Репина, Н.Фешина, П.Чистякова. Этот проект для меня понятен и ясен. Это попытка в какой-то степени децентрализовать художественную жизнь в нашей стране. У нас замечательная концентрация культурных событий в Москве и чудовищная пропасть в провинции. И это ужасно. Для того чтобы реализоваться художнику ему надо обязательно уехать в Москву или за границу и "рогами копать землю", чтобы доказать, что он достойный человек и профессионал. В Саратове, Казани ему трудно это сделать. Мы все должны стремиться к децентрализации, чтобы везде была полноценная жизнь. Чтобы художники чувствовали себя нужными и само достаточными. В регионах может рождаться яркое, нестандартное, не подверженное штампам искусство, но для этого нужно создавать условия.
Какие личные впечатления сложились в результате путешествия по Поволжью? Как живут там художники?
Впечатление сложилось грустное. Художники живут плохо. Потеряли огромное количество мастерских. Непонятно на что существуют. Все очень печально. Их самосознание и профессионализм от этого очень страдают. Многие получают потрясающую школу – Репинку, Суриковку. В Казани, в Ижевске, в Пензе можно получить прекрасное образование. Но когда они попадают в реальную жизнь, то начинаются проблемы. Художники страдают от нехватки информации, контактов и живого общения. Когда мы формировали выставку «КРАСНЫЕ ВОРОТА» , то подбирали Московских художников твердо стоящих на основах академической школы (в основном это были академики РАХ), т.е. хорошее академическое искусство, в известной степени изменившее форму адекватно сегодняшнему времени. К нашему удивлению в Поволжском ФО все это было воспринято как актуальное, враждебное…
Какие перспективы развития региональных союзов художников?
Прежде всего, главное для них развивать собственную информационную сеть, и соответственно поддерживать прочную связь, как между собственными членами, так и с общероссийскими организациями.
Вообще для чего нужны Творческие союзы для современного художника?
На мой взгляд, наш Российский менталитет все-таки остался на уровне союзного государства и принадлежность индивидуума к каким либо профессиональным организациям все-таки поднимает его статус в глазах чиновников, и простых обывателей. Кроме того фактор собственной значимости и профессионального признания среди коллег имеет огромное значение для творческой самореализации и карьерного роста. В конце концов, стать Заслуженным художником России, или же для начала получить грамоту за вклад в отечественную культуру можно только будучи в творческом союзе.
Может ли современный молодой художник успешно развиваться, минуя вступление в Творческий союз?
Может. Однако есть риск замкнуться в собственном самолюбовании, и это тупиковый путь развития.
Какого уровня должны быть вступающие? Будете ли Вы ужесточать правила вступления? Повышать членские взносы?
Уровень вступающих должен быть профессиональным. В 2013 правила, и взносы останутся прежними. С 2014 планируются существенные изменения.
Какие первоочередные задачи стоят в плане работы ТСХР на 2013 год?
Планируется восстановить четкую работу с региональными организациями.
Какую поддержку ТСХР ждет от государства, от города?
Мы надеемся на поддержку. Возможность ее получения зависит только от нашей настойчивости. Мы должны просить землю в Новой Москве под строительство нашего Центра Изобразительных Искусств. Это наш единственный шанс и путь выползти из подвалов.
Возможно ли будет когда-либо в России построить город подобный Вашему проекту «Город будущего» -1971 года?
Мой город будущего уже безнадежно устарел. Они будут совершенно другими.
Что пожелаете нашим читателям?
Желаю творческих успехов, благополучия. Желаю, чтобы вы чувствовали себя нужными обществу. Чтобы работы продавались. Читайте нашу газету. Смотрите наш сайт. Творческого долголетия вам и лёгкой работы до самой смерти. И конечно желаю вам оставить свой четкий и яркий след в виде прекрасных произведений.
P. S. При подготовке интервью к печати у нас появилось желание задать еще множество вопросов Константину Васильевичу. Надеемся продолжить эту беседу в ближайшее время. При общении с ним, мы еще раз убедились в его неподдельной открытости, и неординарности. А еще он подарил нам замечательную книгу «Дни Худяковых» (авторы; Н.В. Лапина, В. Я. Моргунов, ООО «Издательство «Культурная революция») В ней необыкновенно живо представлены образы славной династии.
Вопросы задавали Давид Бабаян и Ирина Сидорина, январь 2013
http://khudyakov.ning.com