C 7 по 17 февраля 2013 года в Белом зале Геологического Музея им. Вернадского ( Москва, Моховая, 11, стр.11) при поддержке Творческого союза художников России, Российской Академии художеств и Творческого объединения художников эмальеров состоялась I Московская международная выставка художественной эмали.
В экспозиции было представлено более 140 работ 63 авторов со всего мира:Германии (Гертруда Ритман-Фишер), Венгрии (Эндре Тури), Польши (Ивона Бугайска), России ( Зураб Церетели, Георгий Лиховид, Евгений Матько, Геннадий Ленцов), Украины (Александр Бородай, Иван Салевич), Беларуси (Николай Кузьмич).
Проект отличается тем, что в нем наряду с известными на весь мир мэтрами, приняли участие молодые художники. В том числе-лучшие работы выпускников Московского Колледжа ДПИ им.К. Фаберже. Это делает особо очевидной преемственность древнего искусства художественной эмали: сохранение ее традиций и новый подход к этому направлению станкового искусства.
Александр Панов, доктор искусствоведения, обозреватель газеты «Культура” в статье «Огнем и кистью» от 16.02.13, посвященной I Московской международной выставке художественной эмали говорит, что художественная эмаль — «искусство сложное, трудоемкое, не терпящее не профессионализма».
Олег Торчинский, искусствовед, в статье «Краски, неподвластные времени» в газете «Московская правда» от 20.02.2013 сказал о I Московской Международной Выставке Художественной Эмали:
“...выставка выявила ряд интересных тенденций. В наши дни эмаль из искусства прикладного, почти ювелирного, превращается в монументальное...”
На заседании Президиума Российской Академии Художеств 12.02.2013 года состоялась презентация Каталога I Московской Международной Выставки Художественной Эмали.
Масштабные настенные панно, витражная эмаль — в экспозиции были представлены практически все виды техник и школ горячего художественного эмалирования, как отечественных, так и многочисленных зарубежных, отличающихся нетрадиционным подходом к художественной эмали.
Каждая представленная в экспозиции работа — уникальное произведение, что объясняется в первую очередь оригинальным художественным замыслом, а также выбором художником способа исполнения- соответствующей техники эмалирования, которая наилучшим образом раскроет его замысел. В результате получается оригинальное художественное произведение, повторить которое не сможет даже самый опытный художник-эмальер. Произведение, которое остается в веках, так как эмаль — самое прочное наряду с мозаикой, керамикой и более долговечное, чем скульптура творение рук человеческих.
Все это дает основание с уверенностью сказать, что за искусством художественного эмалирования -огромное будущее и интерес, который вызывают подобные международные выставки во всем мире-наглядное тому свидетельство.
На открытии выставки выступили Праски Витти (Виталий Петров)- заслуженный художник РФ, эмальер из города Чебоксары (работа «Вечный мотив»), Лауреат Госпремии РСФСР,народный художник Николай Присекин (Москва, студия им.Грекова)- в экспозиции представлено его эпическое панно «Салют Победы».
Несомненно притягивала к себе всеобщие внимание впечатляющая серия «Аргонавты» Президента Российской Академии Художеств Зураба Церетели, состоящая из 4-х масштабных эмалевых панно.
Работа художника Ивана Бондаренко (Москва) «Архангелы Михаил и Гавриил» неизменно вызывала интерес, заставляя зрителей простаивать у диптиха.
Метафизические работы Евгения Матько (Москва) — панно «Тайная вечеря», «Невозможное прощение» — зачаровывали посетителей своей метафоричностью.
Натюрморт «Утренний кофе» Натальи Абаевой (Владикавказ), выполненный стиле французского модерна на панели настоящей газовой плиты — своеобразная аллюзия на к/ф «Кофе и сигареты» Джима Джармуша.
Все стили и направления современной живописи и графики используют художники-эмальеры, а разнообразие применяемых ими техники горячего эмалирования позволяет воплотить любую художественную мысль и скрепить ее огнем навеки.
Международный проект «Художественная эмаль - искусство древнее и современное» продолжится в мае 2013 года в Калужском музее.
Разумовская Ирина,
член секции арт - критики ТСХР