Дата публикации: 29 ноября 2013
Джазовый ВОЗДУХ ноября В ЭТОМ странном ноябре с зеленой травой И заново распустившимися листьями сирени произошло Два События, о которых хочется написать большими буквами. Это выставка абстрактного
искусства «Пространство идеального II» и концерт Игоря Бутмана с его джазовым оркестром и австралийской певицей Фантине. Браво, ДК «Октябрь»! Именно здесь так удачно совпали по времени выставка и концерт,
отлично дополняющие друг друга. У джаза и абстракции действительно много общего. И это «общее», пожалуй, в ключевых понятиях: Ритм, экспрессия, чистое эмоциональное восприятие и, конечно, импровизация
История ПЕРВАЯ. Абстрактная, Живописная
Парадоксальная вещь, но абстрактное искусство, родоначальниками которого были русские художники Казимир Малевич и Василий Кандинский до сих пор воспринимается нами как нечто западное и пришлое. Мы всё привыкли понимать и объяснять. Любая бессюжетная композиция нам кажется неправдой. Но экспозиция «Пространство идеального II», подготовленная секцией «Абстрактное искусство» Творческого союза художников России и «DavidGroup» настолько хороша, что способна примирить с беспредметным искусством даже любителей традиционных натюрмортов.
«Вон там калейдоскоп, мы так поняли, хотя название другое, - комментируют работы художников бабушки, пришедшие на открытие выставки. - У наших детей и внуков были такие игрушки. Композиция «Жемчужница» очень хороша. Ее надо издалека смотреть, она излучает свет необыкновенной красоты и светлоты »
«У меня очень сдержанные работы», - как будто оправдываясь, говорит дубненский художник Сергей Осипов, автор прекрасной «Жемчужницы», от которой вообще невозможно оторвать взгляд. На состаренную поверхность, покрытую трещинами, приклеены крупные прозрачные бусины и один металлический шарик. Они блестят, как капли дождя, как слезы, как лампочки, как планеты, плывущие и текущие по своим неведомым траекториям. В них отражаются другие работы художников и все зрители, и эта картинка меняется каждую секунду. Вроде нехитрая небольшая вещь, но выглядит она как космическое пространство или как макросъемка древесного ствола, на котором застыли капельки смолы.
«Попробуйте подойдите к дереву максимально близко и посмотрите - там целый мир абстракции, - призывает художник Давид Ру, основатель« DavidGroup »и организатор выставки. - Это как смотреть в микроскоп. Если мы к любому предмету приблизимся на расстояние, на котором взгляд уже не фокусируется, предмет становится абстрактным».
Давид убежден, что мир совсем не такой, каким его представляют реалисты: «Нет таких пейзажей, которые они рисуют, они нас всегда обманывают, это подделка! »
На выставку «Пространство идеального II» Давид привез две свои огромные, двухметровые работы «Пространство джаза». На них краски текут по холстам грустным осенним дождем. Он написал эти вещи 10 ноября в клубе «Артплей», где проходил джем-сейшн между художниками и музыкантами, играющими джаз. «Сегодня просто повесить картину и уйти - это преступление. Потому что надо давать людям возможность приблизиться к искусству », - говорит Давид.
Чтобы «приблизить» публику к абстрактному искусству, он привез на выставку полтора десятка интереснейших работ участников «DavidGroup». Странные, мистические полотна Юрия Миронова, открывающие какое-то новое измерение; геометрические коллажи Юрия Изосимова и Бориса Ионайтиса, которые можно интерпретировать бесконечно. Масштабные полотна Ирины Сидориной, напоминающие, что вся суета нашего мира однажды свернется в ту же улитку, из которой когда-то вышла.
Персонажи Александра Семенова - скрипач, художник и житель старого дома - смотрят с его картин пронзительными глазами. Неловкие и одухотворенные, как герои песен Булата Окуджавы, они излучают
тепло, свет и сострадание. Художник с картины Семенова держит кисточку как свечку, и кажется, что в ее горении - ЕГО последняя надежда На чудо.
Очень здорово, что участниками этой замечательной выставки стали и дубненские художники. Владимир Базилевский, с композицией, в которой можно увидеть что угодно, например, город небоскребов; уже упомянутый здесь Сергей Осипов и молодые ребята: Ирина Мирзоян, Антон Синицын и Александр Коренчук, объединившиеся в творческое объединение «Студия 47» : Их Работы - Нет Можно Музыкальные стили - На САЙТЕ www.studiya47.ru . Причем важно, что работы дубненских художников хорошо вписались в контекст московских абстракционистов. «Это говорит о том, что мир искусства открыт для всех, кто хочет в него войти», - отметила Лариса Шмагина.
Конечно, такая отличная выставка современного искусства оказалась в Дубне не случайно. Секрет в том, что здесь живет один из участников «DavidGroup» - Вячеслав Шмагин. Его ироничная и хулиганская инсталляция «Разговор с Пикассо» стала центром всей экспозиции.
Волшебные миры, как будто поднятые с морского дна и состоящие из всевозможных ракушек, бус, кусочков газовых тканей, часов и прочего добра, Шмагин запечатал в трехлитровые банки. Их оказалось множество! А в центре поставил мольберт со старенькой телефонной трубкой. Видимо, он мечтал побеседовать с Пикассо, сидя за мольбертом, как бы между делом. О великом испанце напоминает вырезка из советской газеты, где девочка на шаре использована как картинка для рекламы московского метрополитена. Чтобы уравновесить композицию, с обратной стороны мольберта Шмагин пристроил свои валенки, в которых не раз согревался зимними вечерами в прохладной мастерской. Получилось смешно.
В чем-то эта выставка действительно оказалась идеальной, как и обещало ее название. Например, в том, что неделю спустя после вернисажа, на ней все еще было полно народу. Возможно, даже больше, чем на открытии.
И всем пришедшим на джазовый концерт Игоря Бутмана она стала отличным подарком.
Анна ЭПШТЕЙН