Дата публикации: 20 декабря 2010
г.Пятигорск, Дом-музей Алябьева.
Персональная выставка «Созерцание» Виталия Непогодина.
Выставки-ретроспекции, монографии всегда интересны. В них фокусируется вся жизнь, в ее физических и метафизических исканиях. Осязаемо дыхание исторического времени и судьбы, им противостоящей.
Такая выставка перед нами: художника и дизайнера, лирика и практика, созерцателя и мастера. И уже это само по себе крайне любопытно. Как в одной личности корреспондируются, кажется, противоположные качества человеческой натуры: польза и красота, ремесла и чистого искусства. В России они, как правило, несовместимы вовсе, противостояние их часто драматично.
Отголоски этой драматургии ощутимы и в творчестве Виталия Непогодина: они в самом несоответствии материалов; в аморфности, податливости стекла и энергии и темпераменте масла.
Впрочем, у художника все наоборот: стекло обладает характером и структурированностью, а масло – трепетом, неясностью и несовместимостью едва распознаваемых психических настроений.
В его пейзажах 70-х годов еще вполне ощутимы отголоски «сурового стиля» ( «Старая банька», 1978 «Вечереет», 1979, «Смеркается», 1979). В это время, глядя на работы Виталия Николаевича, понимаешь – мы сохранили стойкость и выносливость, специфический российский аскетизм и сопротивляемость. Мы словно врастали в пейзаж, персонифицируя себя со старым, как бы обугленным деревом, серой едва видимой петляющей тропкой, черной банькой, вырастающей над ландшафтом как вечный курган.
Но, в 90-е художник словно, наконец, расправляет плечи: ликует, сверкает, парит над морем, горами. Наслаждается: влажным блеском новеньких лодок с алым акантом, серыми и желтыми причудливыми скалами у моря, бризом, бегущими свежими облаками. Но, что-то уже уходит: серьезность большой традиции?, связь работ с русской версии понимания красоты? – с такой искренностью и цельностью им подхваченных когда-то.
Его замечательные стекло и хрусталь еще раз подсказывают как много мы потеряли в постсоветское время – не в идеологии и лозунгах, а в культуре, если под ней понимать иерархию и нетронутость культурных слоев, школ и традиций. Собственно это и есть человеческая культура.
И только дизайнера нежное стекло противится всяческой ломке: оно отлично держит форму, ясно структурирует объем, поверяет законом равновесия донышко, ножку, тулово. Перетекания масс благородны, подлинно классичны.
Значит наш духовный и интеллектуальный потенциал еще не исчерпан, запасы его значительны говорит нам выставка Виталия Николаевича Непогодина, подлинные традиция и школа пока еще удерживают нас от распада.
Искусствовед, доцент ПГТУ, Ягушевская Л.А.