Дата публикации: 02 февраля 2011
с 4 февраля по 8 марта 2011 г. в Доме-музее Алябьево, в малом зале - выставка, под эгидой Творческого союза художников России. На ней представлены эмали трех поколений семьи Польшиных.
«Нежность горячей техники»
Молодой начинающий автор вместе со своей мамой – признанным мастером и маленькой дочкой выставили свои работы - эмали. Где с непосредственной искренностью они представили все, что их окружает и волнует: детство и семейная нежность, кавказские танцы и горы, детский натюрморт с клубничной и иконописные традиционные сюжеты, абстрактные и символические композиции и даже фантастических персонажей. Работ много, особенно молодого художника Марины Польшиной-Мальцевой. Кроме того, на выставке присутствует целая подборка, пока еще не напечатанных ее стихов. Все вместе создает ее творческий и человеческий образ : женственный, искренний, ласковый. При прямо – таки хрупких, тонких чертах ее личности, понимаешь, что она вместе с тем и сильна и вынослива, именно благодаря творческому дару, который, кажется, не усложняет ее путь, а окрыляет. Цвет эмалей – светлый, чуть прозрачный, легкий; невесомость линий и переходов, особая пленэрность, кажется, не свойственная этой технике – все вторит личности, ее раскрывает. Нигде она не старается нас поразить, хотя эффектная техника, кажется к этому подталкивает, нигде - усилить или форсировать цвет – чего в избытке также в себе таит эмаль, нигде поразить виртуозностью, особой сложностью, Ничего, слава Богу такого, что всегда с избытком видишь на выставках эмали. Как будто эта драгоценная техника только для того и создана, чтобы трепетно и просто раскрывать нежный мир молодой женщины. В этом смысле выставка несовременна – никакого крика, саморекламы, эпатажа … Кажется, что такие тонкие интимные настроения может раскрыть разве что акварель или карандашный набросок, но оказывается и эмаль, Все дело в их авторе, задачах, которые он перед собой ставит.
Она пробует себя в абстрактных композициях, кажется, не очень вписывающихся в стилистику данной техники, но тем более любопытных. Или, напротив, перевести конкретный мотив – целующихся, в символическую, отрешенную плоскость. Где-то автор
стремится соединить эмаль с деревом, придать последнему тягучие свойства эмали, а ей –холодноватой и сверкающей – теплоту и человечность дерева. Художник берется за многое, везде заметен оправданный риск, более ей свойственный, чем следование устоявшимся приемам. Но и поиски она ведет крайне деликатно – не осторожно и скованно, а именно деликатно. Что в целом является неотъемлемым качеством ее творческой личности и ее главным украшением.
Особенное место в экспозиции занимают иконы – «Владимирская», «Чудо Георгия о змее» и другие – несомненно, что они главное достижение автора. Именно в них лучшие качества ее личности слились и достигли цели.
Конечно, нельзя ничего не сказать о ее маме – Ольге Польшиной: и потому, что она всему научила Марину, и вдохновила, и потому что также выставила свои работы. Их, правда, не так много, но их отличает высокое ремесло, отточенность языка и высокий уровень обобщения образов. Подкупает даже то, что мама и дочь не повторяют друг друга, идут каждая своей дорогой. Так, Ольге Польшиной свойственен больший темперамент, большая звучность цвета, вообще – больший энергетический запал. Но также, как и дочь, она главные силы отдает иконе, такое духовное сосредоточенье на ней скорее всего говорит, что она не дать моде, новейшим прихотливым веяньям, а именно духовная работа, восхождение.
Между тем, только самый молодой автор – Вероника выставила свои не только милые эмали , но и рисунки – что разнообразило экспозицию, придало ей свежесть поиска. Ее работы вышли самыми яркими, смелыми. Что подтверждает еще раз избитую истину – все люди в детстве необычайно талантливы! Поэтому пожелаем им всем не растерять всего того, чем одарила их судьба с лихвой.
Л.А. Ягушевская , Доцент ПГТУ, член ТСХР