Это долгосрочная программа, не ограниченная во времени. Программа состоит из последовательно реализуемых художественных проектов.
Название Программы родилось из устойчивого словосочетания "одна шестая", что означает ровно ту часть суши Земли, то пространство, которое занимает наше Содружество. Этот фразеологизм легко узнаваем большинством жителей СНГ. Под "плюсом" имеются ввиду ближайшие страны -"соседи" и те государства, современное искусство которых значимо в качестве ориентиров для стран Содружества и Балтии.
Программа "Одна шестая плюс" направлена на исследование устремлений и творческих исканийхудожников, становление которых происходило в целостном политическом и культурном пространстве – с единой школой, академической традицией и системой образования, но богатым разнообразием обычаев и мировоззрений. В Программе принимают участие также молодые художники, чье становление происходило уже в независимых государствах. "Одна шестая плюс" создает платформу художественного поиска нового контекста взаимодействия профессионалов в области изобразительного искусства – художников, кураторов, искусствоведов, критиков на широкой международной территории.
Программа 2009 года состоит из 7-ми кураторских проектов с участием известных современных художников из всех стран СНГ, Балтии и других стран. Кураторами проектов являются Виталий Пацюков, Виктор Мизиано, Евгения Кикодзе, Антонио Джеуза, Константин Бохоров, Ирина Яшкова, Олег Арнаутов, Александр Пономарёв.
В рамках Программы пройдут круглые столы и мастер-классы. Будет издан единый каталог выставочных проектов программы "Одна шестая плюс-2009
". В Программе ставятся не политические, а исключительно художественные задачи.
В пресс-конференции примут участие: кураторы проектов Программы "Одна шестая плюс-2009" - Виталий Пацюков, Виктор Мизиано, Евгения Кикодзе, Антонио Джеуза, Александр Пономарёв,
Константин Бохоров, Ирина Яшкова, Олег Арнаутов, представители Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Президент Творческого союза художников России Константин Худяков, Руководитель Программы "Одна шестая плюс" Мария Наймушина.
Президент Творческого союза художников России: Константин Худяков
Руководитель Программы "Одна шестая плюс": Мария Наймушина
Креативные директоры Программы "Одна шестая плюс": Иван Колесников, Сергей Денисов
Координатор Программы "Одна шестая плюс": Юлия Воронина
Контакты:
Вера Филиппова,
PR-директор Программы "Одна шестая плюс-2009",
р.т. 8-495-623-21-59,
м.т. 915-371-20-13,
altdorfer@yandex.ru
Проекты гуманитарной Программы в области изобразительного искусства
"Одна шестая плюс-2009":
1. "Ad Oculos". Куратор Виталий Пацюков
Участники: Анна Ермолаева (Австрия), Катрина Нейбурга (Латвия), Эгле Ракаускайте (Литва), Эне-Лииз Семпер (Эстония), Ольга Чернышова (Россия). Выставка видеоинсталляций.
Государственный центр современного искусства (Москва, Зоологическая ул., д.13, стр.2)
4 – 28 июня
2. ТРАНСФЕР/TRANSFER
Выставка скульптуры, живописи, графики, инсталляции, видео
Центр современного искусства "М'АРС" (Москва, Пушкарёв пер., д. 5)
30 июля открытие 19.00, 31 июля -13 августа 2009 года
Кураторы: Евгения Кикодзе, Антонио Джеуза
Участники: Павел Браила (Молдова) /Pavel Braila (Moldova), Марк Верлан (Молдова) / Mark Verlan (Moldova), Итало Дзуффи (Италия) / Italo Zuffi (Italy), Анна Ермолаева (Австрия) / Anna Jermolaewa (Austria), Антон Литвин (Россия) /Anton Litvin (Russia), Владимир Логутов (Россия) /Vladimir Logutov (Russia), Елена Немкова (Италия) /Elena Nemkova (Italy), "Синий суп" (Россия) /Bluesoup (Russia), Франческо Финицио (Италия) /Francesco Finizio (Italy), Светлана Шуваева (Россия) / Svetlana Shuvaeva (Russia)
Круглый стол на тему выставки "Трансфер в современной культуре" состоится 5 августа в 17-00 в залах экспозиции. Участвуют художники, кураторы, директор итальянского института в Москве г-н Альберто Ди Маурo, ведущие художественные критики Москвы.
При поддержке Итальянского Института культуры в Москве
Выставка "Трансфер" является маленьким экспериментом над обоснованностью стратегии глобализации. Здесь географическими ссылками являются четыре страны – Россия, Италия, Молдавия и Австрия, которые отличаются друг от друга по многим аспектам: по территориальному размаху, политической, экономической и социальной историям.
Художники, принимающие участие в выставке, были рождены в этих странах, или, как говорится, оттуда их корни. Но также это "художники-путешественники", чьи работы созданы под влиянием чувств, пережитых за рубежом. Их искусство нельзя назвать региональным. "Родной язык" художников имеет очень мало общего с работами, которые они делают. Что действительно здесь является важным – так это понятие "портативности" искусства и его эстетических норм, адаптация искусства к определенным правилам с целью переноса из одного места в другое, из одной культуры в другую.
3. "Тест на национальный ген. Цитаты". Куратор Олег Арнаутов.
Пространственно-временные образы в национальных школах документального кино и авторской фотографии.
Участники: Delusional Insanty (Армения), Виталий Брусинский (Беларусь), Амико Кавтарадзе (Грузия), Сергей Козодёров (Казахстан), Михаил Дашевский (Россия), Ирина Рузина (Украина) и другие.
Центр современного искусства "М'АРС" (Москва, Пушкарёв пер., 5)
18 августа открытие в 19.00
19 августа – 30 августа 2009 года.
Есть определённая территориальная разница, наднациональная, связанная с особенностями климата, свойствами атмосферы и рельефа местности, формирующими приверженность к сближенной или контрастной палитре автора, которая формируется в детстве, не обремененном излишними художественными концепциями. Этот "взгляд" остается у человека на всю жизнь вне зависимости от того, где впоследствии он будет проживать. Существует и атмосфера межличностных отношений, есть ещё та "культурная пыль", которая "оседает" в период становления и приобщения к какой-либо школе.
Что общего в восприятии литовца, русского и грузина? В чем их отличия? Данный проект исследует эту проблематику в связи с процессами самоидентификации существующих государств на постсоветском пространстве и тенденции к территориальному делению по национальному признаку. Цель – на отдельных примерах запечатленных пространственно-временных образов в документальном авторском кино и в авторской фотографии опознать различия или формальные особенности национальных школ.
4. "Обратные связи". Автор проекта – Александр Пономарёв
при поддержке компании КРОК
Участники
из стран СНГ и Балтии.
Проект включен в программу Третьей Московской Биеннале современного искусства.
Центр современного искусства ВИНЗАВОД (Москва, 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6),
сентябрь – октябрь 2009 года
Общие моря и колыбельные песни, друзья, братья и сестры, ставшие иностранцами... Бумажные письма, дальние переезды, встречи и объятия превращаются в пыль. Большая страна, малая страна, новая география создает новые маршруты и новые стены. Новые границы между гражданами обрушивает интернет. Технологии перерождают пространство. Возникает новая система, новые взаимодействия между элементами. Информационные технологии меняют мир и вновь его объединяют. Нет границ, нет времени ждать, барьеры пробивает сигнал связи. Сжавшееся до новых политических границ пространство теперь огромно, оно больше, чем когда бы то ни было, оно включает весь мир. Нет забытых друзей, нет потерянных писем. Все близко и мгновенно. Память восстанавливается. На фоне воспоминаний образуются "обратные связи".
Полисистемная инсталляция "Обратные связи" состоит из центральной части и периферийных зон, между которыми протянуты кабели-связи. Центральная часть артистической машины представляет собой длинную конструкцию – велосипед, имеющий 15 колес, 15 рулей и 15 сидений, который управляет периферийными фрагментами. Педали имеют механический привод, вырабатывающий при вращении электрический сигнал. В инсталляции использованы идеологемы – Башня, ЦПУ (центральный пульт управления), Хроника, подводная лодка "Курск" и т.д. Эти элементы соединены с центральной частью конструктивно и коммуникационно.
Художники, математики, военные и физики из стран СНГ, Балтии, Грузии и Украины под руководством Александра Пономарева будут строить этот художественный объект, используя "обломки бывшей империи" и индустриальные остатки. Во время открытия выставки, объектом управляют соавторы Александра Пономарёва, в дальнейшем – посетители.
5. "Второй диалог". Куратор Константин Бохоров.
Участники – художники из СНГ, Балтии и других стран: Алиса Йоффе, Галим и Зауреш Мадановы, Николай Маценко, Марина Напрушкина, Анатолий Осмоловский, Гия Ригвава, Татьяна Хэнгстлер, Константин Худяков, Олег Тыркин и другие.
Проект включен в программу Третьей Московской биеннале современного искусства.
Запланировано проведение круглого стола.
Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19),
сентябрь – октябрь 2009 года
В мире, раздираемом противоречиями, естественным законам которого является борьба за доминирование, должно помимо воли конкурирующих сторон на уровне концепций пространства, света, формы, композиции, материала появиться что-то общее, что будет характеризовать художественные поиски нашего времени как стиля эпохи. Гуманистическая миссия проекта формулируется как "второй диалог", то есть диалог о принципах искусства, которые спасали и спасут мир, как бы ни консервативно это звучало.
Выставка представит ряд станковых произведений (картины, скульптура, технологические объекты) в разных техниках, в которых отчетливо проявляется не столько постмодернистская игра образами, сколько тенденция к постановке и решению формальных (денотативных) задач, причем не ради прагматических, а ради чисто художественных целей. Выставка представит современные произведения, очевидным образом отвечающие на мультикультурные вызовы современности. В постановке задачи подобным образом организаторы проявляют себя явными приверженцами идей художественного европейского авангарда начала ХХ века, который в сложных условиях между двумя мировыми войнами пытался найти универсальные формы художественного общения, которые бы не разделяли, а объединяли культуры. Более современным феноменом, на который ориентируются организаторы "Второго диалога", является последняя "Документа" в Касселе (2007, куратор Рогер Бюргель), которая продемонстрировала существование тенденции необусловленного формообразования в искусстве.
6. "Личинки Будущего". Искусство "после конца" или искусство "до начала"?
Куратор Ирина Яшкова.
В проекте примут участие молодые художники Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины.
Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19),
вторая половина сентября 2009.
Является ли сопротивлением существующему порядку вещей ситуация, когда в одной жизни молодой художник исполняет бессмысленные штудии в школах, а в другой делает не менее бессмысленные перформансы, потому что эти действия якобы из арсенала пресловутого "сопротивления", "андеграунда", "другого искусства"? Существует ли в новых государствах на руинах СССР живая воля к созданию нового искусства, нового авангарда или достаточно апроприации и соединения опыта былой "империи" и нынешнего национального колорита?
Дилемма "новый авангард" – или "новый комфорт" приводит к тому, что надо решить, есть ли чему сопротивляться и стоит ли это делать. Возможен путь простого копирования современных технологий актуального искусства, что явится простым маяком – "мы тоже современные художники, мы тоже современно делаем искусство". Данный проект – исследование, которое, возможно, даст ответ на вопрос – по какой схеме развивается современное молодое искусство СНГ в настоящее время.
7. В рамках Программы "Одна шестая плюс" будет реализован
кураторский проект Виктора Мизиано, который в данное время находится в стадии разработки.
Контакты:
Вера Филиппова,
PR-директор Программы "Одна шестая плюс-2009",
р.т. 8-495-623-21-59, м.т. 915-371-20-13
altdorfer@yandex.ru