Происходящие регулярно выставки типа «Золотая пчела» и фотографические биеннале доказывают, что мастера России и в этих направлениях двигаются неплохо. Но у них свой мир. Их творческие заботы и проблемы имеют больше общего с заботами и проблемами интернациональной художественной среды, чем с вопросами своих соотечественников-станковистов. Да и монументалистов тоже. Дизайн и фото по природе космополитичны, и мастера этих искусств естественно чувствуют себя в общих выставочных пространствах вместе с разноязыкими, разноцветными и многокультурными обитателями планеты Земля. Когда-нибудь наступит такое время, когда все языки поймут друг друга и перестанут делить планету, и сражаться друг с другом. Тогда, как обещано в Писании, агнец возляжет рядом со львом, а дизайнеры (добавлю от себя) поймут живописцев, и ваятели обнимут фотографов, как братьев. Пока что до этого далеко.
Компьютерное искусство, если смотреть в планетарном масштабе, есть самое космополитическое и сетевое из искусств. Его, впрочем, можно было бы вообще не называть, если бы не К. Худяков. Он один может заменить собой целый раздел любой выставки, ибо в его композициях есть и дизайн, и фотоискусство, и живопись. Тут тебе и интерактивная электроника, и «всевидящий глаз», и другие элементы новейшей мифологии коммуникаций. Разглядывать захватывающие экзерсисы Худякова интересно и ребёнку, и старику, и учёному из Европы, и московскому дворнику азиатских кровей. Там и простенькая игра, и медитация, и даже, если угодно, главный вопрос о нашем выживании. Красота всё-таки не спасла мир (хотя без неё было бы совсем худо). Попробовать ли спасти его волшебным могуществом изощрённых приборов пристального зрения и тотальной информатизации, освоенных человеческим присутствием? Такой объединяющей творческой программы при всей остроте высказывания другие мастера других искусств до сих пор как будто не предлагали.
Если возможно подводить итоги в том положении, в котором пребывает наше «долговечное искусство» в руках быстролётной жизни, то ничего однозначного не скажешь. Минусов хватает, в общей панораме зияют прорехи, разрывы и слабости, и время от времени нельзя не подосадовать. Но, как сказал философ Сенека, радуйтесь тому, что есть, ибо могло быть ещё хуже. Остались позади и времена полного раздрая, и годы фантасмагорического насыщения, доводящего до избыточного веса. А где перебор, там и надлом. Уже тот факт, что кое-какое достояние имеется, и происходит прирост, а впереди возможна ещё более внятная организация поля искусств, и появление каких-то пока неведомых плодов — одного этого достаточно для осторожного оптимизма. Что касается широты диапазона, контрастов, противоречий и головокружительных перемен, то этих вещей в России всегда в избытке.
Доктор искусствоведения
Якимович Александр Клавдианович