Рождается новая картина искусств. Кое-какие черты и признаки новой констелляции искусств заметны уже на нашем нынешнем этапе хаотических движений протоплазмы. Творческий союз художников России и Академия художеств пытаются институционально охватить и теоретически осмыслить эту, пока что не очень внятную, панораму. Выставки, альбомы и каталоги (вроде ARS LONGA) по мере сил запечатлевают основные и характерные черты современного состояния искусства в нашей стране.
Прежде всего, мы видим, что станковые живописцы и их продукция решительно преобладают здесь над всеми другими порождениями мира искусств. Кадры станковой живописи обильны, стилевые языки разнообразны. Есть яркие таланты и крепкие профессионалы. От Чукотского края до Краснодарского, в небольших городах и всероссийских центрах культуры пишут картины, с азартом и самоотдачей, и даже жертвуя собою. Это очень по-русски. Такого больше нигде не увидишь от Китая до Уругвая. В благополучных странах люди искусства занимаются более всего полезными и выгодными ремёслами: дизайном, полиграфией, текстилем, даже уличными граффити (это тоже теперь своего рода бизнес). Священнодействие кистью ради самовыражения и провозглашения своих великих идей и возвышенных намерений есть большая редкость. Это нецелесообразно, как российское вождение автомобиля, как российские праздники, как армейские и школьные нравы. Русью пахнет там, где жертвуют собою без приказа, и изливают свою душу без приглашения. И нападают без разумных причин, и дружат без достаточных оснований.
Русские живописцы с присущей им наивностью (а может быть, интуитивной мудростью) хотят писать настоящие красивые картины, содержательные истории в картинках или (если не желают историй) беспредметные композиции. Кстати сказать, абстракционизм разных видов и типов сегодня вполне привычен и никого не смущает. Пишут и лирические излияния, пишут и конструктивные, математически подкреплённые конфигурации. Нефигуративное искусство признано частью классического наследия, как и суриковские исторические сцены, и пейзажи в духе «московской школы». Все как будто равны, и всё же некоторые равнее. Пейзажи родных мест, портреты и автопортреты, символически заряженные или декоративно «безыдейные» натюрморты, имеют стратегическое превосходство над всеми своими конкурентами.